Продолжение исторических заметок 📝 Интересно и познавательно и... с картой!!! 😃 Тот случай, когда нравятся предметы истории и экономики 🎓
"...Та же конфетка, только в другой обёртке..." Хочу продолжить тему Первой мировой войны. Почему именно Первой? Потому что сейчас очень модно сравнивать нынешние события с Великой Отечественной войной, а это, мягко говоря, не совсем корректно. Если уж и проводить аналогии, то скорее с Первой мировой, хоть мы и помним, что все аналогии ложны :) К тому же, нельзя оставить без внимания и такой факт: если о Второй мировой войне большинство наших сограждан худо-бедно осведомлены, то Первая мировая после уроков истории осталась в памяти засохшим пятном вчерашней каши. Кто, кого, зачем? Давайте попробуем освежить память и покопаться в причинах её начала.
Итак, Первая мировая началась 28 июля 1914 года с убийства в Сараево австрийского эрцгерцога Фердинанда и его супруги. Можно ли считать это причиной? Да я вас умоляю! Эрцгерцогов что ли мало? Вот уж велика потеря. Не убили бы его тогда, война бы всё равно началась, ну может на пару месяцев позже. Готовились-то к ней заранее.
Войны вообще сопровождали человечество всю его историю. И понятно почему: в чужом саду всегда сочнее груши. И вон за тем холмом земли плодороднее. И женщины у них красивее. Да и вообще, зачем самим работать, когда можно заставить силой других работать за тебя. Цивилизация эволюционировала, но воевать не переставала. Научно-технический прогресс привёл западную цивилизацию к буржуазной революции, и капитализм, как более прогрессивный строй, победил феодальный уклад. Однако, капитализм тоже эволюционировал и из прогрессивного строя превращался по сути в тот же инструмент угнетения. «Империализм есть высшая ступень развития капитализма, достигнутая лишь в XX веке. Капитализму стало тесно в старых национальных государствах, без образования которых он не мог свергнуть феодализма. Капитализм настолько развил концентрацию, что целые отрасли промышленности захвачены синдикатами, трестами, союзами капиталистов-миллиардеров, и почти весь земной шар поделен между этими «владыками капитала», в форме ли колоний или посредством запутывания чужих стран тысячами нитей финансовой эксплуатации. Свободную торговлю и конкуренцию сменили стремления к монополии, к захвату земель для приложения капитала, для вывоза сырья и т. д. Из освободителя наций, каким капитализм был в борьбе с феодализмом, империалистский капитализм стал величайшим угнетателем наций. Капитализм из прогрессивного стал реакционным, он развил производительные силы настолько, что человечеству предстоит либо перейти к социализму, либо годами и даже десятилетиями переживать вооруженную борьбу «великих» держав за искусственное сохранение капитализма посредством колоний, монополий, привилегий и национальных угнетений всяческого рода». В.И.Ленин «Социализм и война»
Если есть желание разобраться в вопросе, почему капиталистическая экономика требует постоянного роста, а рост требует ресурсов и расширения рынков сбыта, почитайте Маркса. Этот немецкий дедушка 150 лет назад весьма доходчиво всё объяснил. Для понимания вопроса (причин Первой мировой) попробуем пробежаться по верхушкам.
Итак, главная цель хозяйственной деятельности любого предпринимателя (капиталиста) – извлечение прибыли. При капиталистической форме хозяйствования появляется такое понятие как прибавочный труд. Прибавочный труд - это труд, затрачиваемый работниками сферы материального производства на создание прибавочного продукта. Деление труда на необходимый и прибавочный возникло на той ступени развития производительных сил общества, когда появилась возможность производить продуктов больше, чем это необходимо для существования самого работника и его семьи. При капитализме прибавочный труд становится источником прибавочной стоимости. Присвоение его результатов происходит на основе экономического принуждения к труду юридически свободных наёмных рабочих. Деление труда на необходимый и прибавочный внешне затушёвывается формой заработной платы, благодаря которой создаётся видимость, будто оплачивается весь труд наёмных рабочих. В действительности же в виде заработной платы им возмещается лишь стоимость рабочей силы или необходимый труд, а прибавочный труд безвозмездно присваивается капиталистом. Для капитализма характерно превышение доли прибавочного труда над необходимым. В погоне за прибылью капиталисты пытаются всячески увеличить время прибавочного труда путём удлинения рабочего дня, интенсификации труда, сокращения необходимого рабочего времени. Всё это ведёт к увеличению нормы и массы прибавочной стоимости, к росту степени эксплуатации наёмного труда. Рано или поздно национальному капиталу становится тесно в рамках национального государства, ему требуются новые ресурсы, новые рынки, новые работники и т.п. Западные державы, как наиболее прогрессивные, начинают внешнюю экспансию капитала.
К началу XX века «великие державы» фактически поделили весь мир на собственные владения и сферы влияния. Даже формально независимые государства находились под чьим-то экономическим или политическим влиянием. Исключения составляли только Америка и Япония. Когда все территории поделены, а капитал продолжает требовать оттяпать под свою сферу влияния хотя бы несколько новых квадратных километров, остается только отсчитывать время до того момента, когда делящие вцепятся друг другу в глотки. И они готовились к этому задолго до войны. Великие державы заключали геополитические союзы. Россия, Великобритания и Франция создали Антанту в противовес Тройственному союзу между Германией, Австро-Венгрией и Италией, который потом трансформировался в блок Центральных держав.
«Правительства Австрии, Германии, Османской Империи, России, Великобритании и Франции были заинтересованы в войне друг с другом, ибо не видели иного способа разрешить имеющиеся споры и противоречия. Великобритания и Германия делили Восточную и Юго-западную Африку. При этом Берлин не скрывал, что поддерживал буров, во время англо-бурских войн, а Лондон отвечал на это экономической войной и созданием антигерманского блока государств. Франция тоже имела к Германии множество претензий. Часть общества требовала военного реванша за унижение во Франко-прусской войне 1870−1871, по итогам которой Франция потеряла Эльзас и Лотарингию. Париж добивался их возврата, но Германии ни при каких обстоятельствах эти территории не отдала бы. Ситуация могла разрешиться только военным путем. Плюс Франция была недовольна австрийским проникновением на Балканы и расценивала строительство железной дорогие Берлин — Багдад, как угрозу своим интересам в Азии. Германия требовала пересмотра колониальной политики Европы, постоянно требуя уступок от других колониальных держав. Не говоря уже о том, что Империя, существовавшая чуть более сорока лет, стремилась к господству если не во всей Европе, то, как минимум, в континентальной ее части. Австро-Венгрия имела огромные интересы на Балканах и воспринимала как угрозу политику России, направленную на защиту славян и православных в восточной Европе. Кроме того, Австрия вела длительный спор с Италией из-за торговли в Адриатическом море. Россия, помимо Балкан, хотела получить еще контроль над проливами между Черным и Средиземным морями. Количество взаимных претензий и конфликтных ситуаций предполагало только один выход из положения — войну».
Если вы думаете «ну сейчас-то всё совсем по-другому!», вы ошибаетесь. Та же конфетка, только в другой обёртке. Да, де-юре сейчас нет колоний (СССР активно боролся за их освобождение от метрополий), но де-факто одни страны находятся под полным экономическим и политическим влиянием других. Эдакий неоколониализм, при котором мир, как и тогда, поделен на сферы влияния «великих держав».
Выводы, как водится, делайте сами ☺